Ростовская область

Азов

Маршрут выходного дня «Петровская ассамблея»

2016 – по настоящее время

Азов — древнейший город на юге России. За свою почти тысячелетнюю историю он был провинциальным посадом, индустриальным центром и крупным военным объектом, за обладание которым сражались сильнейшие державы мира. Современный Азов имеет диверсифицированную экономику и входит в состав Ростовской агломерации, при этом малый бизнес постепенно становится градообразующим сектором. Интересно, что среди 83 тысяч жителей города почти 1 % открыли в себе предпринимательскую жилку и реализуют себя в торговле и в сфере общественного питания. Если говорить о новых векторах развития, то с 2010 года власти города приняли «Стратегический план социально-экономического развития города до 2020 года» и решили вкладываться в развитие историко-культурного туризма, получив федеральный статус исторического поселения.

«За» и «против» развития туризма

Выгодное географическое положение с водными маршрутами по Дону и с развитой системой автомобильных дорог, самобытная культура донского казачества и сохранившийся древний город — кстати, единственный в мире, именем которого названо море — все это чисто теоретически может создать хороший турпоток. Однако городская среда Азова пока не особо к этому готова. Берега живописных рек в черте города не благоустроены и фактически «выключены» из общественной жизни. А грамотных специалистов, готовых создать и продвигать турпродукт, можно сосчитать по пальцам. До 2016 году в городе царила обстановка, когда спрос на туристские услуги намного превышал возможности. Словосочетание «экономика впечатлений» местные чиновники, а тем более бабушки-музейщицы просто не слышали. И кроме того, «сплошная нелюбовь» друг к другу среди мелкого бизнеса мешала созданию комплексного турпродукта.

Курс на объединение

Чтобы сформировать первый в городе тур выходного дня, Отдел развития туризма решил сначала помирить бизнес. Для этого в 2015 году был создан конвиниум «AZOV», куда вошли исторический ресторан, база отдыха, частная винодельня и еще ряд местных производителей. Усилить значимость союза решено было за счет вступления в Международную Ассоциацию «Слоу Фуд» (дословный перевод — «неспешная еда»), да и цели, собственно, совпадали — сохранение, развитие и популяризация местных продуктов и блюд.

Членство в ассоциации дало зеленый свет на участие в международной выставке. Азовская частная винодельня, к примеру, представив там свою продукцию, после мирового признания с легкостью получила лицензию на производство. До этого бумажная волокита длилась 4 года.

В настоящее время туризм отошел от классического понятия, когда можно только ходить по музеям, знакомиться с достопримечательностями. Следуя за мировыми тенденциями, мы приблизились к осознанию того, что туризм — это индустрия впечатлений. Зачастую общее представление от города или страны у туристов складывается не только из увиденных достопримечательностей, услышанных исторических сведений, но от вкуса самых известных местных блюд. И часто так бывает, что туристы возвращаются в населенный пункт именно ради возможности только здесь попробовать понравившиеся ему блюда. Понимая это, мы в нашем городе делаем ставку в том числе и на развитие гастрономического туризма.

Виталий Белов

заместитель главы администрации Азова

Следующий шаг — проработка объединяющей темы вокруг истории Петра Великого

Крепостные валы, сооруженные турками в XVI — XVII веках и используемые Петром I в ходе азовских походов, главный памятник города.

В общий контекст впечатлений решено было вплести 5 чувств: увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус, дотронуться до истории. Так родилась идея туристическо-гастрономического маршрута выходного дня «Петровская ассамблея». Сейчас в программе есть разные варианты: от бюджетного за 500 рублей до истории с трехчасовым шоу — за 3 тысячи с человека. Чтобы это произошло, некоторым участникам проекта пришлось встать на путь трансформации.

История со вкусом (Исторические блюда. История с начинкой. Основа проекта. Гастрономический вектор

Ресторан-музей «Крепостной Вал» находится в самом центре маршрута. Он выполнен в стиле петровской эпохи и уже 42 года гостей здесь обслуживают официанты в форме Преображенского полка. Старинный напиток сбитень из 33 трав, рецепт которого азовские рестораторы восстанавливали в архивах Эрмитажа, уже давно стал «фишкой» места. Но после включения в проект ресторану пришлось тряхнуть стариной и от одного зала расшириться до шести. Сейчас каждая комната воссоздает обстановку эпохи и рассказывает о разных этапах жизни Петра. Летняя площадка оформлена в стиле Немецкой слободы.

В саду ресторана можно отыскать следы дуба, посаженного самим Петром. Одряхлевшее дерево уже срубили, но часть древесины использована в интерьере ресторана.

Параллельно с внешней трансформацией историки русской кухни Павел и Ольга Сюткины создали новое историческое меню времен Петра Великого.

Чем отличительна Ростовская область и Азов в том числе?! Богатейшей культурой своей национальной, региональной кухни, сохранившейся испокон веков. Но это относится к домашнему столу. Когда мы ведем разговор о возрождении исторической русской кухни как части ресторанной культуры, то мы прежде всего говорим о бизнесе. Наша задача, с одной стороны, воссоздать оттенки старинного вкуса, но главное — сделать так, чтобы это играло на клиента и приносило прибыль. Формируя исторические блюда, мы работаем с кулинарными книгами конца 18 века. Я считаю, что Азов в этом смысле абсолютно уникален, потому что он один из первых решил это представить в своем ресторане.

Ольга Сюткина

кулинар, историк кухни, Москва

Мечты Петра I начали сбываться

Согласно архивам, Петр I мечтал на «азовских буграх» высадить виноградную лозу, дабы превратить их в райский сад. Однако даже последнему царю всея Руси потребовалось 320 лет, чтобы задуманное начало реализовываться.

Один наш местный бизнесмен, Алексей Скляров, занимался разведением виноградников в Анапе. Пару лет назад он выкупил землю в 5 километрах от центра Азова и попросил придумать интересную для привлечения туристов идею. Я залезла в исторические документы и нашла указ Петра от 1679 года, где он повелевал азовскому воеводе высадить сады и назвать их государевыми. Идея Алексею очень понравилось, и мы докрутили ее до масштабного проекта эко-парка. В 2016 году вместе с союзом виноградарей России заложили первые лозы. Сейчас достраивается винодельня и уже работает сыроварня. Со временем появится ферма и другие решения. Частная винодельня «Кантина» гармонично вписалась в маршрут. На въезде в Азов туристы отправляются в музеи, потом обедают в ресторане, а на выезде посещают винодельню, где с исторической анимацией дегустируют вина и сыры.

Оксана Кочевная

начальник отдела развития туризма администрации города Азова

В сезон поучаствовать в высадке виноградника может любой желающий и вместе с лозой получить грамоту «О возрождении Государевого сада». Со временем еще по задумке Петра он разрастется до нескольких тысяч лоз. Рядом будет пруд, открытый плавательный бассейн, велосипедные дорожки и дегустационный центр. Уже сейчас в фирменном магазинчике можно купить понравившиеся вина.

Точка сборки

За год работы маршрута оказалось, что и горожане не прочь уйти с головой в эпоху Петра. Однако изначально в качестве целевой аудитории организаторы выделяли лишь туристов от 7 лет. Задачи по разработке маршрута, модерации программы, поиска исторических фактов взял на себя Отдел развития туризма администрации города Азова, функция «стыковочного аппарата», а также история с продвижением и рекламой легла на плечи туристско-информационного центра. Поскольку оказывать платные услуги подразделение администрации не может, для решения финансовых вопросов было привлечено туристическое агентство.

Маршрут в массы

На открытие «Петровской ассамблеи» организаторы собрали всех ведущих туроператоров региона. Сейчас маршрут размещен в приложении izi.travel, на национальном туристическом портале «russia.travel» и «Гастрономическая карта России», а также в других федеральных и областных интернет-каналах. О проекте написали практически все областные СМИ, а сеть Первого канала «Поехали» сняла сюжет в сентябре 2017 года.

Продолжение следует

Благодаря активному спросу гастро-историю в туризме Ростовской области прозвали «Азовский феномен». По результатам 2016 года город вошел в ТОП-100 туристических брендов России (составлен исследовательским центром информационных коммуникаций «Рейтинг»), и, кроме того, в Азов нагрянули китайцы-путешественники. Теперь Поднебесная планирует включить город в число постоянных маршрутов. Так что пока «Петровская ассамблея» переходит на «коммерческие рельсы», отдел развития туризма ставит новые задачи. В 2018 году по той же схеме наполнить рынок приключенческими программами: квестами, походами по историческим местам, поисками артефактов и пр.

Алгоритм реализации практики:

  1. Изучение потенциала
  2. Объединение заинтересованных групп в один бренд-программу
  3. Совершенствование участников
  4. Описание общей программы
  5. Продвижение