Владимирская область

Суздаль

Создание бренда «Суздаль сокровенный»

с 2014 — по настоящее время

Суздаль принято называть самым русским по духу малым город России. Основу экономической активности в нем составляют отрасли, ориентированные на приём и обслуживание туристов. Местное население, около 10 тысяч человек, заняты в гостиничном бизнесе, сфере общепита, сувенирном производстве и других сопутствующих направлениях. Также здесь работает завод по производству медовухи, а горожане активно развивают подсобное хозяйство. Огурец и медовуха, кстати, самые распространенные ассоциации, которые до сих пор большая часть туристов увозила из этого старинного города, забывая о богатом историческом и духовном наследии. При этом многие гости зачастую недополучали информацию и достаточную навигацию, ожидая от самого раскрученного малого города России максимального сервиса. Эксперты, в свою очередь, порывались перезапустить жизнь Суздаля, погрязшего в тишине и безвременье. Все это естественным образом привело к тому, что в 2014 году началась работа над новым брендом города.

Предпосылки

Работа над брендом Суздаля началась по инициативе главы города Игоря Кехтера. Фокус был определен на поиске нового более интерактивного, живого, подвижного и гастрономического позиционирования с переоценкой всего богатейшего наследия. Между Суздальской Ассоциацией Гостеприимства и компанией «Point. Точка развития» был заключен договор, и начался длинный путь исследований, разработки бренд-стратегии и поиска фирменного стиля.

Суздальская Ассоциация Гостеприимства была создана по инициативе Администрации города Суздаль совместно с гостиничными комплексами и объединением предпринимателей малого бизнеса в июле 2006 года. Сейчас это соратники, которые способствуют созданию туристического города через стратегические и тактические действия: оформляют улицы, помогают ветеранам, создают образы будущего

Исследование

Для того, чтобы выявить суть города, значимую для самих суздальцев, местного бизнеса, а также туристов, был проведен целый ряд исследований: интернет-опрос с 6380 отзывами; 33 глубинных интервью с жителями; опрос 13 региональных и федеральных туроператоров; опрос 15 федеральных журналистов; 3 стратегических сессии с бизнесом, властью и горожанами; 1 сессия с представителями уличных комитетов; сессия со старшеклассниками двух школ; сессия со студентами Суздальского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры; круглый стол с депутатами города.

В результате стало очевидно, что город словно побуждает к открытию «настоящего» себя, поиску подлинной самоидентификации и возможностей для самореализации. Именно Суздаль учит останавливаться, отрешаясь от суеты, на фоне накопившегося здесь за века исторического и культурного богатства.

Этот действительно уникальный город сохранил свои границы со времен средневековья. Специальным постановлением правительства в советское время Суздаль был закрыт для разного рода новшеств. Видимо, поэтому_люди здесь несколько насторожены в общении, и чтобы получился разговор, нужно подобрать к ним особый ключик.

Проект длился 3 года и 1 месяц: 2 года подготовки и изучения людей и материалов и 13 месяцев работы над проектом по договору. Суздаль на 180 градусов изменил мое изначальное представление о нем. Я предполагала, что это самый подготовленный город для туристического бренда. Пара стратегических сессий, круглых столов и выбор главной идеи. Но нет! Все пришлось «выкапывать» в ручном режиме, лично с каждым, а потом собирать, реставрировать эти элементы, смыслы по кусочкам. На это ушел год. Это город, в котором все решается от того, резонируешь ты с ним или нет, подходишь ты ему или нет. Потому что Суздаль сам решает, с кем ему дружить, жить и работать.

Наталья Рыбальченко

бренд-стратег, руководитель проекта по созданию бренда города

Ключевая находка: Суздаль — это город зáмков и замкóв. Каждый замОк обладает своим секретом, каждый зАмок — своей тайной и непроявленными ценностями. Это город самодостаточных «княжеств», в каждом из которых свой жизненный уклад, свой устав: музей-заповедник, Спасо-Ефимиев монастырь, ГТК «Суздаль», Пушкарская слобода, Николаевский Посад, Институт Реставрации...

Бренд-стратегия

На основании проанализированных материалов исследований стало ясно, что бренд-стратегия должна быть направлена на переоценку ценностей Суздаля и проявление их на новом уровне, чтобы по-настоящему раскрыть город и показать его возможности — как для туристов, так и для самих жителей. Суздаль накопил за свою богатую историю тысячи тайн, которыми он в свой юбилейный день рождения готов будет со всеми поделиться. Так родилась главная идея бренда — «Суздаль Сокровенный».

Его базовыми слоганами стали «Подбери свой ключ к городу», «Открой себя», «ОтКЛЮЧись от суеты», «ВКЛЮЧись в историю», «Все вКЛЮЧено»

Кроме того, были выявлены следующие смыслы города:

  1. Особый, самодостаточный мир, который интересно изучать, открывать
  2. Уникальный архитектурный ансамбль, каждая деталь которого хранит свои секреты
  3. Завораживающие пейзажи, одухотворенная природа
  4. Захватывающая дух многовековая история города, полная интересных, а порой и загадочных фактов
  5. Жители города — хранители его истории, традиций и культуры
  6. Ощущение таинства, путешествия в прошлое
  7. Пешие маршруты, наполненные смыслом, в пространстве внутри границ компактного средневекового города, который не вышел за эти границы, в них развивался
  8. Уникальные «секретные» гастрономические рецепты и традиции огородничества

Сокровенность и закрытость не означает враждебность. Каждая закрытая дверь — это вход в особый самодостаточный мир, где действуют свои правила. Изучать такой мир с его особенностями и секретами — очень увлекательно, но чтобы прочувствовать его и понять, подобрать к каждой двери свой ключ, необходимо время. Поэтому Суздаль раскроется перед вдумчивыми и пытливыми туристами, а не перед любителями шаблонных экскурсий. Разработанная концепция направлена на то, чтобы в городе хотелось проводить как можно больше времени, и способствует развитию малого бизнеса.

Брендбук и фирменный стиль

Профессиональная команда дизайнеров «Point. Точка развития» разработала несколько вариантов фирменного стиля Суздаля. По результатам голосования экспертной группы был выбран вариант «Древнерусская вязь».

Когда я, будучи главой Суздаля, только задумывал эту работу, даже не думал, что она потребует столько внимания и социальной проработки. В 2016 году я покинул пост главы, но продолжил заниматься этой значимой для города работой. В создании бренда города поучаствовало много людей из разных сфер — предпринимателей, музейных сотрудников, старшеклассников и т.д. Фактически он сконцентрировал в себе все то, о чем они говорили. Видимо, поэтому на презентации идея не вызвала особых споров. Даже графический стиль стал отображением самой распространенной формулировки про бренд города, что «Суздаль_есть Суздаль». Логотип получился в виде слова, написанного вязью. Только теперь оно таит в себе множество тайн, загадок, замочных скважин, которые нам всем еще предстоит открыть.

Игорь Кехтер

директор Суздальской Ассоциации Гостеприимства

Логотип города

Причудливые элементы букв логотипа напоминают традиционные для древнерусской архитектуры детали: арки, колонны, своды и купола, резные элементы декора, замки и скважины, кованые решетки и ручки дверей. Извилистые линии напоминают русло реки на карте или тропы вдоль остатков кремлевских валов. Буквы складываются в характерный суздальский пейзаж-панораму, где силуэты церквей, колоколен, домов, деревьев разной высоты сменяют друг друга.

Шесть чувств города

Исследование шести чувств, вызываемых городом, показало, что обоняние выделяет запах травы и полевых цветов, слух — звон колоколов и тишину, зрение — белый цвет построек, осязание — мягкость и шелковистость бархата, шестое чувство — это прикосновение к вечности, безвременье.

Первые реализации

После общественной презентации, которая состоялась в мае 2017 года, бренд начал проникать в городскую среду в виде сувенирной продукции. Кружки, футболки, зеркала, карты, открытки с печатью в виде даты первой презентацией бренда, газету «Суздаль Сокровенный» и другие приятные мелочи с новой символикой можно купить в сувенирных лавках, а также во Владимирско-Суздальском музее-заповеднике. Там же можно заказать и прогулку по одноименному маршруту. Для самых смелых есть вариант ночного бдения. А особо любопытные наверняка не устоят перед соблазном узнать гастрономические секреты города в ресторане «Огурец».

Дальнейшие шаги

10 августа 2024 года Суздаль отметит свое 1000-летие. Уже сейчас создается штаб подготовки, который будет работать по следующим направлениям:

  1. Реализация бренд-стратегии города и фирменного стиля (обучение брендменеджера города, актуализация смыслов и ценностей города, работа с музеем и пространством города, создание карты, разработка маршрутов)
  2. Пространство города (вывески, пешие и велосипедные маршруты, стенды, карты в городе, работа со студентами Cуздальского филиала Санкт-Петербургского университета культуры по созданию дипломных работ в городе)
  3. «Сделано в Суздале», made in Suzdal
    • Нематериальные (образование, курсы, идеи)
    • Материальные (сувениры, гастрономия, керамика, одежда и ткани, работа с модельерами коллекции одежды «вещь в себе»)
  4. Продвижение (создание командного инфо-центра для бизнеса и музея, создание сайта, участие в выставках, ведение социальных сетей, проведение инфотуров)
  5. Праздники и события (корректировка или перезапуск событий проходящих в городе, синхронизация с городом таких мероприятий как «Мульфестиваль», «Design Weekend» и т.д.
  6. Проект «ночной Суздаль»
  7. Работа с Суздальским районом (создание карты возможностей района для туризма, работа с предпринимателями района, проработка маршрутов).

Алгоритм реализации практики

  1. Поиск стратегического партнера для разработки бренда
  2. Проведение интернет-опроса и глубинных интервью с разными респондентами
  3. Проведение стратегических сессий и круглых столов различной направленности
  4. Комбинирование информации и разработка фирменного стиля
  5. Общественная презентация
  6. Новая сувенирная продукция, маршруты и проникновение бренда в город
  7. Формирование штаба для подготовки к 1000-летию города