Республика Татарстан

Свияжск

Брендинг самого компактного туристического поселения России

с 2013 — по настоящее время

Место действия — туристическое микропоселение

Свияжск — бесспортно уникальное поселение. И в смысле самой истории его возникновения, и по факту нынешнего статуса. Не город, но и не деревня. Формально он значится сегодня сельским поселением, однако всем своим обликом и атмосферой по праву претендует на почетное звание «острова-града» или, как минимум, туристического микропоселения и самого маленького городка России. Не случайно некоторые гости утверждают, что Свияжск напоминает им французский Mont Saint Michel. По населению (250 человек) Свияжск значительно меньше г. Чекалина в Тульской области, который пока считается наименьшим из российских городов, но значительно превосходит его в плане богатейшего историко-культурного наследия.

До революции Свияжск всегда был уездным городом, а селом стал в начале 1930-х. В 1957, после наполнения Куйбышевского водохранилища, получил и островной статус, избежав судьбы ушедшего под воду Китежа-града, с которым нередко ассоциируется. Сегодня в Свияжск можно добраться по хорошей автомобильной дороге, благодаря насыпной дамбе, но и на теплоходе, так что островной характер это уникальное историческое поселение сохранило.

Расположенный на острове на Волге, недалеко от Казани, на территории находятся несколько десятков памятников архитектуры 16-20 веков и Государственный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

Без слабых мест

Их и правда практически нет. В этом тоже уникальность Свияжска: с постройкой дамбы былая труднодоступность острова-града осталась в прошлом. Он был создан в 1551 году в рекордно короткие сроки — как крепостной форпост для покорения Казани. Это единственный пример древнерусского деревянного градостроительного искусства по масштабу единовременной закладки (75 тыс. строителей за 4 недели) и заселения города-крепости (64 га), не имеющий аналогов в мире.

Комплексный памятник: археология, история, градостроительство, архитектура, историческое расселение, деятельность людей в ландшафтной среде, природы, взаимодействия человек аи природы.

Единственный пример древнерусского деревянного градостроительного искусства по масштабу единовременной закладки (75 тыс. строителей за 4 недели) и заселения города-крепости (64 га), не имеющей аналогов в мире. Самый быстропостроенный город в мире!

Неповторим Свияжск и потрясающей концентрацией архитектуры разных эпох и стилей, сохраняющей свою функциональность. 21 объект культурного наследия федерального значения в сочетание с настоящей жизнью 250 островитян. Живой город-музей!

Троицкая церковь — единственный сохранившийся в Среднем Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI века. А фрески Свияжского Успенского собора (1080 кв.м) — единственный в мире дошедший до нашего времени ансамбль фресок эпохи Ивана Грозного.

Свияжск — первый православный город в этом регионе, в северной точке распространения исламской культуры. При этом он прочно ассоциируется у интернет-аудитории с русской государственностью и вообще с русскостью.

Остается добавить, что с 2010 года, когда Свияжск попал под патронат первого президента Татарстана Шаймиева и возглавляемого им фонда «Возрождение», остров-град можно считать самым маленьким поселением с самыми большими возможностями. Тут и строительство дамбы, о чем уже упоминалось, речного вокзала и всей базовой туристской инфраструктуры, реставрация памятников архитектуры. В итоге с 2017 года ансамбль Успенского монастыря вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Малый бизнес и брендинг

Минус, пожалуй, можно было найти лишь один, по принципу: лучшее — врга хорошего. Речь, конечно же, о росте турпотока, в основе которого лежит узнавемость объекта и его продвижение. Именно этой цели и призван достичь туристический брендинг, в котором заинтересован прежде всего малый бизнес. Очевидно, что в Свияжске, где проживает постоянно всего 250 человек, он практически полностью сориентирован на туризм. Производство и реализация сувениров, питание, гостиничный бизнес, ремесла. И малый бизнес в Свияжске следует считать достаточно развитым. Но одно дело просто продавать сувениры, и совсем иное, если это по-настоящему брендированная линейка.

Создать четкий образ туристических объектов Свияжска, повысить его привлекательность для российских и зарубежных туристов, узнаваемость острова-града как одного из основных туристских центров Татарстана и, наконец, разработать оригинальный визуальный стиль — вот зачем был нужен брендинг, если сформулировать ключевые задачи, им решаемые.

В поисках подлинной идентичности

Начиная с 2013 года была запущена серия исследований (замеры в интернете, фокус-группы, глубинные интервью с основными стейкхолдерами и т.д.), в результате которых были сфомулированы главные предпочтения и ожидания как самих жителей Свияжска, так и потенциальных туристов. Было проведен онлайн-опрос жителей России и СНГ (64 города, 230 респондентов разных возрастов, относящихся к 53 профессиям). По его итогам совершенно логично выглядит соединение в одно понятие слов «город» и «остров», причем именно как острова-града, т.к. «град» апеллирует к средневековому образу, к истории как таковой. Однако малых исторических городов в России много, как и островных территорий. На слуху Соловки, Кижи, Валаам. Но все они расположены на северо-западе страны. Свияжск принципиально обособлен от них, находясь совершенно в другой части России. Где турист получает впечатления на контрасте между исламским миром Татарстана и подлинно русским миром Свияжска. Более того, гость оказывается словно в ожившей сказке, ведь Свияжск часто сравнивают и с легендарным островом-Буяном. Такого преимущества нет ни у одного другого города в России. А если сопоставлять с зарубежными аналогами, то вновь можно вспомнить разве что аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции.

Остров-град «не от мира сего»; «европейский уголок с левитановскими видами»; «сочетание памятников и людской былой и современной жизни»; «я не чувствовала того негатива, который пережил остров-град» (в годы большевизма Свияжск был местом ссылки и принудительных работ); место тишины и уединения — это уже 5 ключевых инсайтов, выявленных при анализе полученного в результате исследований материалов.

Теперь о главных выводах и сути концепции. Как выяснилось, Свияжск значительно превосходит заочные ожидания туристов. Островная аура и островной вид, как при подъезде, так и на территории самого Свияжска — главное впечатление туристов. Качество инфраструктуры и турпродукта воспринимается скорее как европейское, что вкупе с тишиной и уютом создает особое настроение, сродни романтическому очарованию. И, конечно, очень подкупает наличие жителей и реальной жизни, которые сильно влияют на образ острова, делая его абсолютно живым и органичным.

В качестве заключительного аккорда был выбран из 5 вариантов слоган, лаконично выражающий характер места: «Остров-град Свияжск. Посмотри, как живет история».