Тверская область
Торжок
Туры выходного дня «Экспедиция в Торжок»
с 2015 — по настоящее время

Тысячелетний Торжок для Тверской области, да и России в целом, шкатулка с драгоценностями. Он не входит в «Золотое кольцо», но по красоте и архитектурному богатству не уступает Суздалю. 24 дворянские усадьбы, несколько десятков старинных церквей и три сотни уникальных памятников уютно разместились на холмистой местности. Есть здесь и немало заводов, которые дают в бюджеты всех уровней 7 миллиардов рублей. Для малого города с населением в 46 тысяч жителей это дорогого стоит. Правда, в последнее время промышленные объекты начали закрываться, и в городе впервые заговорили о туризме как о стабилизаторе экономики и потенциале развития.
Курс на туризм
Отправиться на экскурсию в Торжок еще пару лет назад можно было лишь в формате традиционного автобусного маршрута. Туристов из Москвы возили две компании, и то словно проездом: несколько видовых мест и парочка дешевых музеев под равнодушные комментарии столичного гида. Все самое интересное ускользало от глаз путешественников, а городу оставался добавленный мусор. Успешные московские предприниматели решили действовать по-новому. В 2015 году они собрали историков, краеведов, власть и бизнес, чтобы вместе придумать, как развивать экономику впечатлений. То, что за тысячу лет в Торжке накопился контент (исторический, архитектурный, градостроительный, археологический, этнографический, религиозный, научный и даже предпринимательский), понятно было всем. Однако сделать из него комплексный продукт с добавленной стоимостью в итоге решились только инициаторы диалога.
Мы с мужем родом из Торжка, и нам давно хотелось сделать что-то для своего родного города. Пройдя обучение в школе Сколково и познакомившись с экспертами, развивающими города, мы поняли — будущее Торжка за туризмом. Но не скучным и обыденным, а полным впечатлений: с представлениями, мастер-классами, костюмированными шоу — чтобы каждый гость активно участвовал. А ещё для нас важно, чтобы впечатлений было столько, чтобы люди хотели вернуться.
Автор проекта «Экспедиции в Торжок»
Проект «Экспедиции в Торжок»
Первый тур на выходные «Экспедиции в Торжок» прошел в марте прошлого года для десяти москвичей.
Спустя полтора года на счету проекта уже 25 экспедиций и 500 гостей. Не останавливает даже цена в 8900 руб. с человека за два дня. Комплексный турпродукт получается за счет соединения познавательной части, которую обеспечивают местные гиды и краеведы, с интерактивной. В каждой поездке — до четырёх мастер-классов, трех дегустаций, театрализованные экскурсии и общение с местными жителями. Формат экспедиций, говорят авторы, подразумевает тематическую основу, когда контент как бусины собирается на сюжетную линию. При этом турист не просто получает информацию, но еще и участвует в развитии Торжка. Например, идея изучать город по старинным картам родилась именно из обратной связи.
К такому городу, как Торжок, нужен правильный подход. Без проводников его не понять. Проект «Экспедиции в Торжок» знакомит гостей с людьми, которые прочувствовали место и могут поделиться этим знанием. Своей деятельностью ребята развивают смежные отрасли (кафе, гостиницы, музеи, магазины) и местных жителей (в команде они в роли гидов, фотографов и водителей). Похожих предложений нет во всей области. Ты можешь поучаствовать в нескольких экспедициях и прочувствовать город с разных сторон.
Атаман ватаги «Внуки Здоровца», партнер проекта «Экспедиции в Торжок»
Что остается городу? (Экономика проекта. Отношения с городом)
80% бюджета экспедиций остаётся в городе. Каждый отданный туристами рубль — это вклад в будущую инфраструктуру Торжка. А каждая экспедиция — маленький шаг к большому туристическому будущему, уверены авторы проекта. Активностью Соколовых заражаются и другие горожане. Музеи, например, придумывают новые программы, сувенирные магазинчики расширяют ассортимент, а рестораны вводят новые блюда. Важное достижение — преображение гастрономического бренда Торжка. Сейчас в одном из ресторанов пожарскую котлету, которую прославил сам Пушкин, готовят по рецепту 1852 года.
Торжок на виду (Продвижение)
Социальные сети и грамотный СММ — главный инструмент продвижения проекта. Cуществует группа в фейсбуке и вконтакте. В формате «до, во время и после» появляются публикации о маршрутах и новых экспедициях. Прокачка получается настолько сильной, что люди все больше начинают обращать внимание на Торжок и ехать туда, в том числе самостоятельно. Посты в социальных группах проекта уже без продвижения набирают большое количество лайков благодаря сформированному сообществу. Часто люди обращаются в «экспедиции» за консультацией или по оргвопросам, и команда фактически берет на себя функции туристско-информационного центра.
Расширение проекта (География проекта )
Постепенно география проекта начала расширяться. За последние несколько месяцев запустили регулярный маршрут в Старицу. А в некоторых экспедициях Торжок стал лишь одной из точек маршрута, куда включаются также Берново, Красное, Малинники и Рясна.
Изменение города
Официальной статистики пока нет, но эксперты отмечают, что благодаря проекту «Экспедиции в Торжок» туристический поток в город заметно увеличился. Кроме того, имея свой гастрономический бренд, Торжок начал проводить ежегодный кулинарный фестиваль. Идея родилась после того самого круглого стола и начала реализовываться спустя 9 месяцев. Соколовы выступили идейными вдохновителями и партнерами. В 2016 году они привезли в Торжок историков кухни Ольгу и Павла Сюткиных, а также актера серила «Интерны», сыгравшего Лешу из Торжка.
В 2017 году — продолжали прокачивать бренд пожарской котлеты. Финалистка конкурса «МастерШеф. Дети» на СТС Алиса Мадьян провела мастер-класс для своих сверстников, чтобы вдохновить новое поколение гастрономистов, поваров и кулинаров.
Развитие туризма — верный путь к экономической стабильности города и сохранению его культурного наследия. Однако стратегии развития туризма в Торжке сегодня нет. Как нет статей в бюджете на соответствующие программы и диалога между туристическими организациями. Тем примечательнее «Экспедиции в Торжок», которые и задают нужный уровень. Руководители и организаторы проекта, наверное, единственные люди, сумевшие создать конструктивный диалог и сотрудничество со всеми ведущими туристическими организациями.
Депутат Торжокской городской думы, экскурсовод ВИЭМ
Развитие
Следующий шаг — развитие города изнутри через проектирование новых интересов, создание сообществ и трансформацию жителей в активных горожан. В группу активистов -первооткрывателей, инициируемую Соколовыми, на первом этапе вошло 20 человек. После трехдневной стратегической сессии усилия решено было вкладывать в инфраструктурный проект — обустройство ручья Здоровце. Есть шанс, что вместо свалки в историческом месте зарождения Торжка в скором времени появится нестандартный парк. Он станет первым этапом большого историко-туристического пешеходного маршрута по городу.
Планы на перспективу
Для устойчивого развития любому туристическому проекту нужна своя локация. Не так давно семейство Соколовых выкупили в центре Торжка большой столетний деревянный дом. Весной, когда решатся все вопросы с документами, начнется реконструкция «Новоторжского Дома» с возможностью попробовать местную гастрономию, остановиться на ночлег и попробовать себя в новых ремеслах. Капитальные инвестиции супругов не пугают, говорят — просто смена активов. Главная задача, чтобы гостевой дом обеспечивал операционные расходы и был окупаемым. Для этого, собственно, и была проделана вся предшествующая работа. Возвращение инвестиционной части расходов возможно лишь в долгосрочной перспективе, в лучше случае через 10 лет.
Алгоритм реализации практики
- Поиск партнеров на круглом столе
- Анализ территории
- Формирование предложения
- Продвижение
- Развитие маршрутов
- Запуск событийных мероприятий
- Формирование сообщества
- Создание городской среды