Тверская область

Торжок

Туры выходного дня «Экспедиция в Торжок»

с 2015 — по настоящее время

Тысячелетний Торжок для Тверской области, да и России в целом, шкатулка с драгоценностями. Он не входит в «Золотое кольцо», но по красоте и архитектурному богатству не уступает Суздалю. 24 дворянские усадьбы, несколько десятков старинных церквей и три сотни уникальных памятников уютно разместились на холмистой местности. Есть здесь и немало заводов, которые дают в бюджеты всех уровней 7 миллиардов рублей. Для малого города с населением в 46 тысяч жителей это дорогого стоит. Правда, в последнее время промышленные объекты начали закрываться, и в городе впервые заговорили о туризме как о стабилизаторе экономики и потенциале развития.

Курс на туризм

Отправиться на экскурсию в Торжок еще пару лет назад можно было лишь в формате традиционного автобусного маршрута. Туристов из Москвы возили две компании, и то словно проездом: несколько видовых мест и парочка дешевых музеев под равнодушные комментарии столичного гида. Все самое интересное ускользало от глаз путешественников, а городу оставался добавленный мусор. Успешные московские предприниматели решили действовать по-новому. В 2015 году они собрали историков, краеведов, власть и бизнес, чтобы вместе придумать, как развивать экономику впечатлений. То, что за тысячу лет в Торжке накопился контент (исторический, архитектурный, градостроительный, археологический, этнографический, религиозный, научный и даже предпринимательский), понятно было всем. Однако сделать из него комплексный продукт с добавленной стоимостью в итоге решились только инициаторы диалога.

Мы с мужем родом из Торжка, и нам давно хотелось сделать что-то для своего родного города. Пройдя обучение в школе Сколково и познакомившись с экспертами, развивающими города, мы поняли — будущее Торжка за туризмом. Но не скучным и обыденным, а полным впечатлений: с представлениями, мастер-классами, костюмированными шоу — чтобы каждый гость активно участвовал. А ещё для нас важно, чтобы впечатлений было столько, чтобы люди хотели вернуться.

Татьяна Соколова

Автор проекта «Экспедиции в Торжок»

Проект «Экспедиции в Торжок»

Первый тур на выходные «Экспедиции в Торжок» прошел в марте прошлого года для десяти москвичей.

Спустя полтора года на счету проекта уже 25 экспедиций и 500 гостей. Не останавливает даже цена в 8900 руб. с человека за два дня. Комплексный турпродукт получается за счет соединения познавательной части, которую обеспечивают местные гиды и краеведы, с интерактивной. В каждой поездке — до четырёх мастер-классов, трех дегустаций, театрализованные экскурсии и общение с местными жителями. Формат экспедиций, говорят авторы, подразумевает тематическую основу, когда контент как бусины собирается на сюжетную линию. При этом турист не просто получает информацию, но еще и участвует в развитии Торжка. Например, идея изучать город по старинным картам родилась именно из обратной связи.

К такому городу, как Торжок, нужен правильный подход. Без проводников его не понять. Проект «Экспедиции в Торжок» знакомит гостей с людьми, которые прочувствовали место и могут поделиться этим знанием. Своей деятельностью ребята развивают смежные отрасли (кафе, гостиницы, музеи, магазины) и местных жителей (в команде они в роли гидов, фотографов и водителей). Похожих предложений нет во всей области. Ты можешь поучаствовать в нескольких экспедициях и прочувствовать город с разных сторон.

Игорь Кондратьев

Атаман ватаги «Внуки Здоровца», партнер проекта «Экспедиции в Торжок»

Что остается городу? (Экономика проекта. Отношения с городом)

80% бюджета экспедиций остаётся в городе. Каждый отданный туристами рубль — это вклад в будущую инфраструктуру Торжка. А каждая экспедиция — маленький шаг к большому туристическому будущему, уверены авторы проекта. Активностью Соколовых заражаются и другие горожане. Музеи, например, придумывают новые программы, сувенирные магазинчики расширяют ассортимент, а рестораны вводят новые блюда. Важное достижение — преображение гастрономического бренда Торжка. Сейчас в одном из ресторанов пожарскую котлету, которую прославил сам Пушкин, готовят по рецепту 1852 года.

Торжок на виду (Продвижение)

Социальные сети и грамотный СММ — главный инструмент продвижения проекта. Cуществует группа в фейсбуке и вконтакте. В формате «до, во время и после» появляются публикации о маршрутах и новых экспедициях. Прокачка получается настолько сильной, что люди все больше начинают обращать внимание на Торжок и ехать туда, в том числе самостоятельно. Посты в социальных группах проекта уже без продвижения набирают большое количество лайков благодаря сформированному сообществу. Часто люди обращаются в «экспедиции» за консультацией или по оргвопросам, и команда фактически берет на себя функции туристско-информационного центра.

Расширение проекта (География проекта )

Постепенно география проекта начала расширяться. За последние несколько месяцев запустили регулярный маршрут в Старицу. А в некоторых экспедициях Торжок стал лишь одной из точек маршрута, куда включаются также Берново, Красное, Малинники и Рясна.

Изменение города

Официальной статистики пока нет, но эксперты отмечают, что благодаря проекту «Экспедиции в Торжок» туристический поток в город заметно увеличился. Кроме того, имея свой гастрономический бренд, Торжок начал проводить ежегодный кулинарный фестиваль. Идея родилась после того самого круглого стола и начала реализовываться спустя 9 месяцев. Соколовы выступили идейными вдохновителями и партнерами. В 2016 году они привезли в Торжок историков кухни Ольгу и Павла Сюткиных, а также актера серила «Интерны», сыгравшего Лешу из Торжка.

В 2017 году — продолжали прокачивать бренд пожарской котлеты. Финалистка конкурса «МастерШеф. Дети» на СТС Алиса Мадьян провела мастер-класс для своих сверстников, чтобы вдохновить новое поколение гастрономистов, поваров и кулинаров.

Развитие туризма — верный путь к экономической стабильности города и сохранению его культурного наследия. Однако стратегии развития туризма в Торжке сегодня нет. Как нет статей в бюджете на соответствующие программы и диалога между туристическими организациями. Тем примечательнее «Экспедиции в Торжок», которые и задают нужный уровень. Руководители и организаторы проекта, наверное, единственные люди, сумевшие создать конструктивный диалог и сотрудничество со всеми ведущими туристическими организациями.

Георгий Семенюк

Депутат Торжокской городской думы, экскурсовод ВИЭМ

Развитие

Следующий шаг — развитие города изнутри через проектирование новых интересов, создание сообществ и трансформацию жителей в активных горожан. В группу активистов -первооткрывателей, инициируемую Соколовыми, на первом этапе вошло 20 человек. После трехдневной стратегической сессии усилия решено было вкладывать в инфраструктурный проект — обустройство ручья Здоровце. Есть шанс, что вместо свалки в историческом месте зарождения Торжка в скором времени появится нестандартный парк. Он станет первым этапом большого историко-туристического пешеходного маршрута по городу.

Планы на перспективу

Для устойчивого развития любому туристическому проекту нужна своя локация. Не так давно семейство Соколовых выкупили в центре Торжка большой столетний деревянный дом. Весной, когда решатся все вопросы с документами, начнется реконструкция «Новоторжского Дома» с возможностью попробовать местную гастрономию, остановиться на ночлег и попробовать себя в новых ремеслах. Капитальные инвестиции супругов не пугают, говорят — просто смена активов. Главная задача, чтобы гостевой дом обеспечивал операционные расходы и был окупаемым. Для этого, собственно, и была проделана вся предшествующая работа. Возвращение инвестиционной части расходов возможно лишь в долгосрочной перспективе, в лучше случае через 10 лет.

Алгоритм реализации практики

  1. Поиск партнеров на круглом столе
  2. Анализ территории
  3. Формирование предложения
  4. Продвижение
  5. Развитие маршрутов
  6. Запуск событийных мероприятий
  7. Формирование сообщества
  8. Создание городской среды