Кировская область
Вятские Поляны
Тема шляп как основа развития туристического кластера
с 2014 — по настоящее время
Кругосветка безумных шляпников
Вятские Поляны в советское время приобрели известность благодаря производству оружия — здесь делали всемирно известные ППШ — пистолеты-пулеметы Шпагина. Сегодня, помимо оружейного производства, в городе развиваются и другие виды промышленности (резиденты заполнили 6 корпусов промпарка), и у города есть все шансы выйти из красной зоны. Именно так профессионалы говорят про моногорода с самой высокой степенью зависимости от градообразующего предприятия. 20% из 32 тысяч жителей Вятских полян по-прежнему работают на машиностроительном заводе «Молот». Интересно, что в кругу других профессионалов, дизайнеров, рукодельниц и мастеров-модистов_Вятские Поляны ассоциируются с безграничной палитрой красок. Пару лет назад местные бизнесмены открыли здесь единственный в России Музей шляп, провели международный фестиваль и теперь вместе с администрацией и сотней заинтересованных жителей всерьез создают туристический кластер.
Два предпринимателя, занимающиеся производством и продажей меховых изделий, решили открыть в Вятских Полянах музей шляп и в 2014 году отправились в кругосветную экспедицию Hat Master за сбором экспонатов.
Шляпа — это главный элемент костюма. Не просто головной убор, а стиль жизни, который отражает культуру, обычаи и традиции народа, являясь своеобразным генетическим кодом этноса. Мы посетили 23 страны мира и привезли в Россию более 130 национальных, старинных и современных, этнических и дизайнерских головных уборов. Идея создания музея шляп не имеет исторической памяти с Вятскими Полянами. Мы создаем новую историю и по реакции жителей и гостей города видим, что наша инициатива востребована, и поэтому мы развиваем ее со всех сторон.
Организатор и участник кругосветной экспедиции Hat Master
Дом шляп
В 2015 году в Вятских Полянах компанией "Метелица-тур«был открыт частный музей головных уборов народов мира «Дом шляп». Коллекция музея постоянно пополняется и сегодня насчитывает уже больше 600 экземпляров.
Из-за невысокой доходности бюджета администрация Вятских полян не может напрямую оказывать финансовую поддержку музею, поэтому мы используем косвенные механизмы помощи. В этом году, например, субсидировали авансовые платежи для приобретения оборудования по лизингу. Сейчас в залах Дома шляп установлены интерактивные элементы для показа выставки. Также мы принимаем активное участие в событийных мероприятиях музея, предоставляя площадки, обеспечивая безопасность и уборку территории, перекрывая движения на центральных улицах города, организовывая встречи на уровне правительства и так далее
Первый заместитель Главы администрации города
Во время создания детского зала головных уборов сказочных героев команда музея отправилась к российскому Деду Морозу в Великий Устюг. Добрый волшебник доверил Дому шляп одну из своих шапок, но для гарантии сохранности следить за ней оправил помощницу — девицу Метелицу. Так звучит официальная легенда появившейся рядом с музеем резиденции Метелицы. История официально подтверждена вотчиной в Великом Устюге и костромской Снегурочкой.
Фестиваль «Карнавал цвета»
Для более активного пополнения коллекции музея летом 2015 года в городе впервые прошел шляпный фестиваль «Карнавал цвета». Межрегиональное событие уже через год стало международным, и на него съехались участники не только из российских городов, но и из Республики Беларусь, Латвии, и Украины. В первый день фестиваля уже традиционно проходил показ мод, где 23 профессиональных дизайнера представили свои модели. Во второй день около тысячи жителей и гостей города стали участниками карнавального шествия, после которого все изделия можно было купить в городе мастеров на набережной.
Фестиваль собирает дизайнеров, мастеров головных уборов, деловых людей и просто туристов. Мы предложили новый для России контент, связанный непосредственно с историей головных уборов. Предложили в формате и деловых встреч, опен-эйров в живописных местах и профессиональных конкурсов. Наш фестиваль не про высокую моду, а про мастеров народно-прикладного искусства, которые делают вещи для сцены и жизни. Кроме того, событие вовлекает весь город. Самые интересные и необычные работы останутся в музее, и туристы, приезжающие в Вятские Поляны, всегда смогут на них посмотреть.
Cовладелец ООО «Метелица-тур», соорганизатор фестиваля
В показах мод в качестве моделей выступали сами жители. Для этого за полгода до события они проходили кастинги по интернету и общались с дизайнерами. Хедлайнеры фестиваля в Вятские поляны приезжали за гонорар, да и профессиональные дизайнеры имели возможность заработать. Общий призовой фонд всех конкурсов составил 150 тысяч рублей. Несколько крупных российских производителей верхней одежды выступили спонсорами праздника и внесли свой материальный вклад. Привлечение партнеров стало возможным благодаря резонансу в СМИ и масштабной аудитории. За оба дня фестиваля в 2017 году в нем приняли участие более 7 тысяч человек. Помимо СМИ для продвижения были задействованы собственные группы с соцсетях, блоги известных модельеров и группы профильных сообществ. Показательно, что количество запросов «Вятские Поляны» по результатам статистики Яндекса за год увеличилось почти в полтора раза (с 80 тыс. до 144 тыс. в месяц). В 2018 году главное событие города, обещают организаторы, станет еще более впечатляющим.
На региональном этапе Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards мы получили первое место и второе в финале. Также вошли в национальный календарь событий ТОП-200. Сейчас нам это позволяет собирать больше спонсоров и выходить на правительство с конкретными предложениями. В августе 2018 года мы хотим установить рекорд Гиннеса и сделать самую большую войлочную шляпу в мире. У нас есть несколько концепций, реализовывать которые мы будем вместе с московскими дизайнерами-модистками.
Cовладелец ООО «Метелица-тур», соорганизатор фестиваля
Cледующий шаг после музея и фестиваля — развитие туристического кластера, завязанного на шляпной теме. Именно с этой целью активные бизнесмены сейчас объединяют мастеров из России и ближнего Зарубежья.
Шляпная тема в городской среде
Развитие кластера начали с создания собственной инфраструктуры. Компания «Метелица-тур» открыла самую респектабельную в городе гостиницу «Теара», оформленную в шляпной стилистике. Кроме того, в на улицах города в ближайшее время начнут появляться шляпные арт-объекты и малые архитектурные формы. Первой станет скульптура «Безумного шляпника» как одного из ярких образов музея. В рамках программы «Поддержка местных инициатив» к лету 2018 года будет создана «Поэтическая поляна» с гениальными поэтами (с их фотоизображениями, статуями или чем?) в шляпах. Стоимость каждого объекта — от ста до семисот тысяч рублей, которые будут привлекаться за счет спонсоров, грантовых программ и собственных средств.
Туркомпания
ООО «Метелица-тур» работает также и в качестве туроператора, предлагая гостям различные маршруты со всеми достопримечательностями города. За год пока приехало порядка 10 автобусов. Но сейчас в качестве партнеров компания подключила кировских туроператоров, организовав для них инфотур в Вятские Поляны. Сейчас «Метелица-тур» формирует единое окно предложений, которое будет работать по принципу туристко-информационного центра.
Кластер
Для расширения музея бизнесмены купили дополнительные 900 квадратных метров земли. Сейчас они оформляют к регистрации некоммерческую организацию, чтобы на развитие инфраструктуры привлекать областные и федеральные гранты. Предприниматели не просто верят в свою идею, но и видят реальные результаты. Вокруг будущего туристического кластера Вятских Полян уже объединились сотни представителей бизнеса, общественности и культуры города. Ряд предпринимателей также начинают инвестировать, например, в восстановление разоренного санатория-профилактория «Молот» и создание центра семейного отдыха.